Рейсы Внуково-Нерюнгри-Внуково конец октября-ноябрь 2011 г. ОТЗЫВ о компании «Якутия» Летал «Якутией» Внуково-Нерюнгри-Внуково конец октября-начало ноября с.г. ДОСТОИНСТВА. 1.Выше всех похвал статьи в бортовом журнале компании о самолетах Ли-2 и Як-40. Хоть одна компания в России помнит, что она – авиационная, имеющая историю, и гордится своим профессиональным трудом. Статьи об этих самолетах хорошие, фоторяд просто отличный, но не хватает более подробного раскрытия темы на примерах опыта летной эксплуатации данных типов: особые случаи, конкретные летные параметры самолетов, коммерческие показатели в эксплуатации, особенности пилотирования и т.п. Следует учесть, что вся эта авиационная конкретика интересна большинству пассажиров, даже не разбирающихся в авиации. Очень хотелось бы статей об Ил-18 и Ту-154. Кстати, компания как-либо отметила проводы последнего «Ту»? 2. Очень хорошее второе питание к чаю. Прекрасный ассортимент. И кипятка дают сколько хочешь. 3. Видна инициатива руководства компании в стремлении к качественному авиабизнесу, а не бездумное следование стандартам, не всегда положительным. 4. На фоне «Аэрофлота» и «Сибири» лучшее бортпитание: много хлеба в виде булочек (это почему-то редкость на наших трассах!), большая порция горячего, разнообразие ассортимента и его «полезность» (а то наложат одних соусов и приправ), продукты не пачкаются, большие порции колбасы и сыра. Три вида горячих блюд – это хорошо на внутреннем рейсе. Хорошее, качественное питание без хапужничества. 5. Спокойное профессиональное обслуживание – без резиновых улыбок, зато приветливо и по существу, на все вызовы БП отвечали. БП должен внушать пассажирам солидность и надежность, а не шастать в миниюбке и в ней же эффектно спать в техотсеке, вместо того чтобы отвечать на вызовы с кресел. 6. Просто восхищает бортовой журнал «Якутия»: помимо темы отечественной авиации, в нем много разговора и информации действительно о полезном и интересном, а не о ерунде. Бортжурнал компании отличает наличие познавательности, а не только развлекательности (редкость в наши дни) – это признак солидности подхода к тематике журнала. 7. Хорошо, что в экономе и в бизнесе дают легкое вино. Это шарм определенный при минимуме риска пьянства и драки на борту. 8. Ярко выражена тема Якутии в символике оформления самолета и содержании литературы на борту. Это внушает уважение. Одни помады и духи, дорогие автомашины и полуголые девки в рекламной литературе серьезной компании несерьезны. 9. Авиакомпания одна из немногих берет на себя мучение эксплуатировать отечественные самолеты Ан-140, что патриотично. Это – гражданская заслуга «Якутии», хотя понятно, что во многом – от безысходности… 10. Вызывает глубокое уважение то, что авиакомпания «Якутия» вернула к жизни на регулярной основе, пусть пока и не ежедневно, многие региональные, межобластные и межкраевые трассы в Якутии и за ее пределами. 11. Чистые туалеты, работали на всем протяжении полета. НЕДОСТАТКИ 1. Содержание видеопрограммы фильмов: несолидно такое компании показывать в полете импортный мордобой, есть прекрасные старые отечественные фильмы 60-80-х гг, вечно любимые народом и спокойные, мягкие и доброжелательные для пассажиров, способные серьезно привлечь их внимание, а не раздражать ратными подвигами голливудских коммерсантов от кино. Крики, выстрелы, драки, бои, насилие – всё это в полете должно быть исключено, как раздражители. 2. Не работало большинство аудиоканалов. Требуется загрузка каналов музыкой на ВС компании. Нужна хорошая спокойная классическая музыка: увертюры Глинки, квартеты Чайковского и Бородина, вальсы Шопена, балетная музыка Глинки (из опер) и Чайковского, музыка Свиридова и Гаврилина («Анюта»), русские песни в классических хоровых исполнениях, «Славянские танцы» Дворжака, «Венгерские танцы» Брамса, «Пасторальная симфония» Бетховена, 103-я и 104-я симфонии Гайдна – великой музыки много, нужно только обратиться к ней. 3. К большому недостатку отношу очень редкое и немногословное общение КВС с пассажирами в полете. Нет карты полета на мониторах, нет сообщений о местонахождении самолета. В беседах с пассажирами я убедился, что об отсутствии такой информации жалеют все. Люди смотрели в иллюминаторы и пытались понять, где летим. Это стыдно. КВС в полете из Нерюнгри не настолько загружен трэффиком по трассе, чтобы пару раз не сообщить место ВС, расчетное время пролета главнейших навигационных пунктов. Всё это очень важно и приятно пассажирам. Я один раз летел на «Эр Франс» из Парижа в Гавану на B-747-400 – КВС всё время общался с пассажирами на всех этапах полета от запуска до выключения двигателей. А ведь там, в районе Шарль де Голля, движение побольше, чем в районе Чульмана или Туруханска! Хотя бы в дневное время нужно больше общаться с пассажирами на тему полета, рассказывать им. 4. Прошу летный персонал компании (а именно БП) учесть, что фотосъемка в полете ограничена только на взлете и посадке. В горизонтальном полете пассажир имеет право снимать, что ему вздумается, как на самолете, так и фактуру за его пределами. Съемка в иллюминатор во время полета на эшелоне официально не запрещена. Нет таких правил. Я ничего проводникам доказывать не стал, да они этого пассажира с «мыльницей» особо и не трогали, просто попросили прекратить, но вообще один мой коллега затребовал перед посадкой в а/п Казань вызова службы безопасности (сам затребовал) в ответ на просьбу БП прекратить съемку и доказал, что ограничение проведения им фотосъемок на эшелоне со стороны БП противоречило правилам. Попросту говоря – не стоит лишать пассажиров этого удовольствия. Ведь для многих пассажиров вид облаков за крылом, неба, самого крыла в полете – большая редкость и ценность, если учесть, что часто летают далеко не все. Зачем лишать людей красоты? Недаром на Западе в аэропортах устраивают специальные площадки для фанатов, откуда перрон, РД, ВПП и т.п. особенно эффектны для фотосъемки. Всё это реклама: завтра он, надышавшись миром авиации (прекрасным, что ни говори), на последние будет покупать билет, чтобы, как говорится, слетать. Знаю таких немало в кругах любителей авиации. А все секреты со спутников и в «Google earth» и так увидеть можно, и получше, чем с борта ВС через царапины на иллюминаторе. 5. Мультипликация совсем не подходит для демонстрации спасательных средств. Это просто опасно. Образ спасательных средств для пассажира должен быть чем-то существенным, а не крокодилом Геной. Просто смешно не понимать этого! 6. Возможно, полезной была бы реализация на борту сувениров и полиграфии на тему Якутии, чтобы подчеркнуть национальное начало, а также дисков с фото и фильмами об авиации и о компании (да простят меня бортпроводники!). В целом с этой новой для меня компанией ознакомиться было приятно. В отличие от куркульских Аэрофлота, Трансаэро и S7, работающих на вал и явных монополистов, здесь, в Якутии, еще думают о каком-то творчестве в авиабизнесе и к чему-то стремятся, да еще и «Аны» эксплуатируют. Желаю также, чтобы качество сервиса на местных внутрисибирских рейсах не уступало дальним московским и международным, хамить людям не надо за то, что они родились и живут в Ленске или Нерюнгри, а не в Париже, Москве или Ницце – это дурной тон. Обслуживание везде должно быть стильным и ровно хорошим. В целом спасибо за знакомство с такой компанией, и пожелания удач и доброго пути в Новом Году и всех последующих. Алексей Вульфов, авиационный журналист